Пятница 2 Апреля
Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Страстная седмица.
Великий пост. Строгий пост.
По монастырскому уставу - полное воздержание от пищи.
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796).
Сщмч. Василия диакона (1938).
Мц. Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Свт. Никиты, исп., архиеп. Аполлониадского (IX). Прп. Евфросина Синозерского, Новгородского (1612).
Евангельские Чтения
Утр. - Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16-32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38-42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66.
Литургии не положено.
На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41. На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 37. На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 - II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-44;Лк., XXIII, 39-43;Мф., XXVII, 45-54;Ин., XIX, 31-37;Мф., XXVII, 55-61.
Некоторые особенности богослужения
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.
Текст службы в Великий Пяток.
Великий Пяток. Песнопения в mp3.
Утреня
Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и Канона и назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.
Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется Аллилуиа со стихами великопостными и тропарь: Егда славнии ученицыMP3 (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными - малое каждение.
По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же читается 1-е Евангелие св. Страстей.
При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события.
В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя, прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва. Антифоны 1-йMP3, 2-йMP3, 3-йMP3,
Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносятся малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: И о сподобитися нам, и читается Евангелие.
Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.
2-е Евангелие, Антифоны 4-йMP3, 5-йMP3, 6-йMP3,
3-е Евангелие, Антифоны 7-йMP3, 8-йMP3, 9-йMP3,
4-е Евангелие, Антифоны 10-йMP3, 11-йMP3, 12-йMP3,
5-е Евангелие, Антифоны 13-йMP3, 14-йMP3, 15-йMP3
После 6-го Евангелия поются (или читаются) блаженны Триоди с тропарямиMP3, произносится малая ектения и поется прокимен: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий MP3, после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа.
По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие - о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника.
Затем поется трипеснец Космы Маиумского: К Тебе утреннюю (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни Честнейшую не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: Честнейшую херувим, а хор продолжает: И славнейшую....
По 9-й песни поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: Разбойника благоразумнаго MP3
После светильна читается 9-е Евангелие - о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра.
Затем читаются обычные хвалитные псалмы: Хвалите Господа с небес, и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие - о снятии с Креста и погребении Господа.
По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие - о погребении тела Господа в новом гробе.
Затем - стиховные стихиры и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.
После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком.
Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных) по чину великих часов в навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На Слава на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поются три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста).
Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (Vв.). По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.
1-й час
Читаются псалмы 5, 2, 21
Поется тропарь Распеншуся Тебе, ХристеMP3
После Богородична часа поются особые тропариMP3, прокимен, читаются паремии, Апостол и Евангелие
По Трисвятом - кондак Нас ради РаспятагоMP3
3-й час
Читаются псалмы 34, 108, 50
Поется тропарь Господи, осудиша Тя иудее на смертьMP3
После Богородична часа поются особые тропариMP3, прокимен, читаются паремии, Апостол и Евангелие
По Трисвятом - кондак Нас ради РаспятагоMP3
6-й час
Читаются псалмы 53, 139, 90
Поется тропарь Спасение соделал еси посреде землиMP3
После Богородична часа поются особые тропариMP3, прокимен, читаются паремии, Апостол и Евангелие
По Трисвятом - кондак Нас ради РаспятагоMP3
9-й час
Читаются псалмы 68, 69, 85
Поется тропарь Видя разбойникMP3
После Богородична часа поются особые тропариMP3, прокимен, читаются паремии, Апостол и Евангелие
По Трисвятом - кондак Нас ради РаспятагоMP3
В конце великих часов читаются изобразительны «поскору», начиная: Во царствии Твоем помяни нас, Господи и т.д., и бывает особый отпуст.
Литургию в Великий Пяток совершать не положено.
На великой вечерни в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня - около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м пополудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение.
После мирной ектении, стихир на Господи, воззвах и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны (прокимен Разделиша ризы Моя себеMP3, читается 1-я паремия Триоди, поется прокимен, читаются 2-я и 3-я паремии Триоди).
По окончании последней паремии царские врата отверзаются. Поется прокимен Положиша Мя в рове преисподнем. Читается Апостол (Кор., зач. 125-е — о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (Мф., зач. 110-е), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), — о страданиях и крестной смерти Господа.
Стихиры на стиховне поются Триоди, стихира на Слава и ныне - Триоди Тебе одеющагосяMP3. Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение (трижды) вокруг Св. Плащаницы, лежащей на престоле.
По Трисвятом - тропарь Благообразный Иосиф, Слава и ныне - Мироносицам женам.
Во время пения тропаря Благообразный Иосиф предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на середину храма и полагает на уготованную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых прихожан нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.
Окончание великой вечерни обычное.
Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и На плач Пресвятой Богородицы. Этот трогательный канон составлен в X веке Симеоном Логофетом.
После малого отпуста совершается целование Плащаницы народом. Во время целования принято петь Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного MP3
Молитвы
Кондак преподобных отец, во обители святаго Саввы убиенных
глас 4
Земных и тленных наслаждение/презревше яве, преблаженнии,/ пустынное житие изволивше,/ мира же краснейшее, и пищи временный возненавидевше,/ отонудуже сподобистеся Небеснаго Царствия,/ с лики мученик и постник веселящеся./ Темже, чтуще память вашу,/ вопием вам прилежно:/ от бед нас, отцы, избавите.
Тропарь преподобного Евфросина Синозерского
глас 4
От юности твоей вперив ум твой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ мира же отвергся,/ вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси,/ сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.
Ин тропарь преподобного Евфросина Синозерского
глас 1
От юности вперив ум свой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ и бегая суеты мира сего,/ достигл еси в пустыню непроходимую,/ идеже Богу, тя укрепляющу,/ ангельское житие стяжав,/ поработал еси довольно Владыце своему Христу/ в пощении, и в молитвах, и во всенощных бдениях/ и сподобился еси дара Духа Пресвятаго,/ еже прорицати будущая,/ наставляя на стезю покаяния/ притекающих к тебе и послушающих тя./ Темже Всеблагий Бог, видя великую твою к Себе веру,/ нелицемерную любовь и несумненную надежду,/ дарова тебе не точию еже веровати в Него,/ но еже и страдати по Нем,/ егда от противных сынов в тойже пустыни кровь твоя нещадно излияся./ И доселе, яко Авелева, вопиет к Богу,/ свидетельствующу о сем нетлением мощей твоих./ На няже взирающе, умильно вопием:/ слава Христу, даровавшему тебе благодать толику,/ Егоже и моли о нас.
Кондак преподобного Евфросина Синозерского
глас 8
Подражая житию древних отцев,/ Богомудре отче Евфросине,/ красоту мира сего возненавидел еси,/ и, в пустыню вселився,/ веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/ с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/ не на брань противу плоти и крове,/ но на брань противу козней невидимаго врага,/ и сего вознесенную гордыню,/ по данней тебе от Духа Святаго благодати,/ глубоким смирением твоим низложил еси,/ и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./ Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение.
Службы
20 марта: Преподобных отцов в обители святого Саввы убиенных
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский
Распятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил - всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово - радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение - в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест - источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.