Свет — это основной материал фотографа. Количеством света определяется, возможно ли вообще сделать снимок, а от его качества и направления зависит, как объект будет передан на изображении. Чтобы хорошо скомпоновать кадр, вы должны научиться предугадывать, как изменение освещения повлияет на окружающие вас предметы. Освещение способно передать настроение, привлечь внимание к какой-то детали, подчеркнуть либо исказить форму, выделить фактуру.

Иногда удается выбрать освещение, необходимое, по вашему мнению, для данного объекта, — нужно просто подождать подходящей погоды или времени дня. В других случаях приходится пользоваться тем освещением, которое имеется, стараясь получить от него все возможное.

Освещение бывает двух видов — естественное (природное) и искусственное — созданное человеком.

можно свести направления солнечного освещения к трем: фронтальное, боковое и контровое.
Фронтальное освещение - это когда солнце находится за фотографом и освещает предметы прямо «в лоб». Такое освещение - плоское, детали в нем выявляются слабо. Поэтому его можно назвать «безразличным».
Боковое освещение мы получим, если солнце светит сбоку.Появляются тени, которые становятся тем длиннее, чем ниже опускается солнцек горизонту. Сразу же выявляются фактура, объем и форма объектов. Правда, увеличивается контраст изображения.
Контровое освещение («контражур») возникает тогда, когда солнце находится спереди от фотографа. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда в кадре присутствуют вода или снег.
Контровое освещение особенно благоприятно, если воздух наполнен дымкой или туманом.
При контровом или передне-диагональном освещении солнце нередко входит в кадр. Это, с одной стороны, усиливает выразительность снимка, а с другой, требует особого внимания к экспозиции. Чем меньше выдержка при съемке, тем четче на негативе получится солнце. Если же выдержку при съемке увеличить, на фотографии может получиться засветка в виде туманной белесой дымки. Если предмет или объект съемки частично прозрачен, то контровое освещение очень хорошо выявляет его фактуру.

Теперь вы сможете определять характер освещения и его особенности как на натуре (или по-другому — на пленэре), так и в интерьере (внутри помещения). Нельзя забывать, что характер освещения очень сильно влияет на настроение снимка, на его эмоциональное восприятие. Снимая пейзажи, помните об этих особенностях различных видов освещения. Стремитесь в кадре передать то настроение, которое остановило ваше внимание.

Теоретически единственный источник света является наилучшим средством имитации естественного освещения, так как само солнце — одиночный источник. Но солнце находится на небосводе, который имеет форму полусферы, играя роль светового тента для этого точечного источника.

Вспышка как источник света для заполнения теней

Вспышка — очень хороший источник заполняющего света, при условии большой контрастности освещения. Например, объект находится в комнате на фоне ярко освещенного с улицы окна (левый снимок). При разумном использовании вспышка позволит передать детали за окном, и тогда нет необходимости прибегать к недоэкспонированию и терять детали объекта и интерьера (снимок справа). В черно-белой фотографии вспышкой можно пользоваться и при дневном свете, и при свете вольфрамовых ламп. Но при работе с цветной пленкой лучше не смешивать вспышку и свет вольфрамовых ламп, потому что спектральный состав света вспышки соответствует дневному свету.

Если вспышка используется как заполняющий свет, лучше всего устанавливать ее на фотоаппарате, а свет сделать отраженным или рассеянным, чтобы объект не отбрасывал двойные тени. В результате свет вспышки не будет сильно отличаться от основного света, он заполнит тени и не нарушит равновесие естественного освещения.

При слабом освещении может быть нарушен закон взаимозаместимости

Искусственное освещение применяется для имитации естественного или для получения специальных эффектов

Расстояние и освещение связаны законом обратных квадратов.

Вспышка дает жесткое освещение.