Линейная перспектива. Передача пространства на плоскости

Kартина, создаваемая фотографическими средствами, не есть копия окружающего нас мира, хотя бы потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости. Существует, конечно и стереофотография, но она требует специальных технических средств. Кроме того, наше стереоскопическое, а, следовательно, объемное видение этого мира, подменяется изображением, "нарисованным одним глазом" - объективом. Довольно часто, покорившие нас своей красотой картины природы, не получаются на фотографическом кадре. Одна из причин этого - отсутствие ощущение объема. Профессионалы так и говорят: "Фотография плоучилась "плоской". Эта "плоскость" изображения в равной степени может быть присущ любому жанру фотографии. Для устранения этого недостатка широко используется линейная перспектива - прием передачи пространства на плоскости.

http://i078.radikal.ru/1001/d2/1d7a92c01952.jpg   

http://s004.radikal.ru/i205/1001/07/76136014b3fa.jpg

Фото: Москва. Гостиница "Россия"

Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Если на снимке удается воспроизвести достаточно "читаемую" разницу масштабов разноудаленных объектов съемки, то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов - первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы - стремление параллельных сойтись в одной точке на линии горизонта.

Обратите внимание на фото гостиницы "Россия". Первая фотография из-за съемки, что называется, "в лоб", носит, скорее, документальный, нежели чем художественный характер. Вторая фотография, напротив, как бы подчеркивает масштабность сооружения. Кроме того, она дает представление глубине (справа) и о расположении (слева видны собор Василия Блаженного и Спасская башня.)

Наличие линейного рисунка, обозначающего пространство на плоскости, имеет большое значение. В силу геометрических свойств оптики, объектив автоматически строит изображение предметов расположенных близко - крупнее, а далеко - мельче. Однако, полагаться на то, что фотообъектив сам построит правильное изображение и "пространственная" картина на плоскости снимка получится сама по себе, не приходится. Решение задачи пространственного построения кадра находится в выборе направления съемки, расстояния и высоты точки съемки.

Источник: http://www.photohost.ru/school.php?id=4#0