Как научить ребенка правильно реагировать на сплетни
Как и в любом коллективе, в детском тоже сплетничают. Начинается это еще в детсаду, а в средних и старших классах школы сплетня – вечная спутница отношений между детьми и повод для маленьких трагедий. Научите ребенка правильно реагировать на сплетни, чтобы он приобрел стойкий иммунитет против этой заразы.
Причины сплетен
Как правило, сплетни возникают в результате:
а) неумышленного искажения истины,
б) злого умысла,
в) желания отомстить,
г) привычки сплетничать.
Поэтому важно понять, что движет человеком, который запустил сплетню. Если это месть бывшей подруги или друга, то вряд ли в сплетне есть хоть капля правды. Если же верная подружка случайно сболтнула лишнее, а другие подхватили, приукрасили и разнесли дальше, то не стоит называть подругу сплетницей. С кем не бывает!
Все сплетни можно поделить на две группы: те, что касаются вашего ребенка лично, и те, что не имеют к нему прямого отношения, а задевают рикошетом. Соответственно меняется модель поведения в качестве реакции на сплетню.
Сплетня направлена против вашего ребенка
Нужно заметить, что предметом обсуждения могут стать манера вашего ребенка одеваться, его внешность, умственные способности, отношения с другом (подругой), его родители – выборочно или в комплексе. Интересовать все это может одного человека или всех без исключения. Во втором случае, если коллектив (класс) не слишком дружный, ваш ребенок попадает под перекрестный огонь; если коллектив спаянный, сплетня формируется как снежный ком.
Как себя вести?
Тактика зависит от реакции ребенка на сплетни.
1. Ваш ребенок хочет, чтобы истина восторжествовала.
Посоветуйте ему избрать в качестве наперсника главного болтуна в классе, рассказать "по секрету", как обстоят дела на самом деле, тогда дальнейшее – не его забота.
2. Вашего ребенка смешит, удивляет, но не беспокоит столь пристальное внимание к его скромной особе.
Тогда пусть никак не реагирует. Надоест – сами перестанут.
3. Вашему ребенку льстит, что о нем много говорят. Он считает, что сплетни работают на создание имиджа, к которому он стремится.
Если вы тоже так думаете (возможно, связываете его будущее с шоу-бизнесом и готовите к публичному образу жизни), тогда можете подсказать, как направить процесс в нужное русло – например, он может запустить "отличную" сплетню о себе самом, любимом.
4. Вашего ребенка больно ранят сплетни.
Прежде всего посоветуйте ребенку, чтобы он не пытался разузнать, что именно о нем сказали. Во-первых, кроме расстройства это ничего не принесет. Во-вторых, если он не чувствует за собой греха (никого не подставил, не подвел друга, не наябедничала, не отбила приятеля у подружки, не наушничает учителю), то ему нечего беспокоиться. Так зачем зря расстраиваться? Например, вашей дочке подруга шепчет вкрадчиво: "А знаешь, что о тебе говорят?.." Пусть на такой вопрос ваша дочь отвечает без раздумий: "Не знаю, и знать не хочу".
Если же за ребенком водится небольшой грешок, то сам факт появления разговоров должен не расстроить до слез, а стать поводом для самоанализа и решения измениться к лучшему.
Сплетни направлены против друзей вашего ребенка
Объясните ребенку, что неосторожное замечание кого-то из его друзей может быть передано ему "доброжелателями" умышленно в искаженном виде. Например, в разговоре с другими девочками Лариса вскользь заметила, что ваша дочка не умеет одеваться. Девочки передали вашей дочке это замечание, добавив пару слов от себя. Причем истинный или мнимый недостаток вкуса у вашей дочери до сих пор не мешал дружеским отношениям Ларисы и вашей Анны.
Подскажите дочке, что в таких ситуациях надо реагировать сдержанно. Ведь вполне возможно, что Лариса вообще ничего не говорила по этому поводу, ей приписали чужое мнение. С какой целью? Да хотя бы с целью поссорить Анну с Ларисой. Не стоит идти на поводу у сплетниц и доставлять им удовольствие. Пусть дочка улыбнется и скажет спокойно: "Ну что ж, у каждого свое представление о хорошем вкусе. Она имеет право думать так, а я иначе". И пусть держит марку до конца, не спрашивает ничего у Ларисы и не меняет своего хорошего отношения к ней. Даже если и сказала – ничего страшного, это просто ее мнение. Разве дочке (да и вам самой) не приходилось делать неосторожных замечаний в адрес подруг?
Сплетня касается успехов в учебе
Кто-то из одноклассников за спиной вашего сына говорит, что его отличные оценки – результат заискивания перед учителями (ваших подношений учителям, директору школы). Если это неправда, реагировать на сплетню и доказывать обратное на словах нет никакого смысла. Успехи вашего сына скажут сами за себя, поэтому пусть не тратит зря время и силы на завистливых сплетников, а занимается делом.
Сплетни перерастают в интригу и будоражат весь коллектив
Если в детском коллективе из-за сплетен создалась нездоровая атмосфера, а в центре этих сплетен – ваш затравленный ребенок, нужно идти в школу и беседовать с классным руководителем. Учитель вместе с родителями может избрать разную тактику. Например:
1) поговорить с каждым, выслушать все претензии детей друг к другу, пытаясь разобраться в происходящем;
2) собрать весь класс, дать всем высказаться и попытаться примирить всех враждующих;
3) отказаться от разборок и предложить детям самим найти общий язык, чтобы прекратить сплетни в коллективе;
4) объявить классу, что первый, кто будет замечен в распространении грязных сплетен, будет наказан неудовлетворительной отметкой по поведению (предупредите, что во взрослой жизни за клевету могут и привлечь!).
Если изберете первые два способа, будьте готовы к долгой и безрезультатной войне. Причем вы можете погрязнуть в ней и тем самым уподобиться сплетникам. Третий и четвертый путь позволит добиться успеха. Ведь если учитель "не руководит" интригой, какой в ней смысл? Стоит разбираться в реально существующих проблемах, а не в пустых сплетнях. Сплетни нужно прекратить – это единственно правильное решение проблемы.
Автосплетня
Под этим словом по аналогии с автопортретом будем понимать сплетню, которую ребенок распустил о себе сам. Довольно частое явление – дети рассказывают о себе небылицы (порой весьма небезобидные), чтобы поразить приятелей, подруг. Объясните ребенку, чем опасно такое занятие. Во-первых, автосплетня, пройдя через десяток ртов, может так видоизмениться, что эффект будет не тот, на который изначально рассчитывал автор. А во-вторых, ребенок может стать заложником автосплетни, если ей поверили его друзья. Как потом объяснить, что ничего этого не было (не угонял машину соседа и не катал на ней всю ночь девчонок, не болен ужасной болезнью и прочие страсти-мордасти)? Узнают, что наврал – поднимут на смех или перестанут верить его словам вообще. Поэтому, как говорится, ты ври да не завирайся. Выдумывай, фантазируй, но не выдавай за действительное и не доходи до абсурда.
Не суди, и не судим будешь
Кстати, не свойственна ли и вашему ребенку привычка сплетничать? Если он говорит, что сам не создает сплетни, а просто "участвует в обсуждении", предложите ему контролировать свое поведение. Объясните, что здоровый коллектив – это не тот, где не сплетничают друг о друге, а тот, где сплетням не дают распространяться. Скажите ему, что препятствовать появлению сплетни мы не можем, потому что это объективный процесс, зато можем не способствовать ее дальнейшему распространению и обрастанию новыми подробностями.
Спросите, какой славы в коллективе ему хочется? Тебе хочется, чтобы в классе о тебе говорили как о человеке справедливом, который не осудит сгоряча, не продаст, не подставит? Вряд ли в эту характеристику вписывается пристрастие к сплетням (имеется в виду и распускание сплетен, и потакание им). Значит, будь начеку, не давай втянуть себя в интриги. И запомни – сплетни причиняют вред только тогда, когда им верят. Поэтому универсальный совет: не обращай внимания на сплетни!
Дата публикации: 13 Ноября 2009
Автор статьи: Людмила Казимирова
Источник: http://materinstvo.ru/art/4118/