Что чувствует малыш во время родов.
C первой минуты после родов начинается очень важный этап и для матери и для младенца. Своевременный и правильно проведенный первый контакт матери и ребенка после родов предопределяет их отношение друг к другу. Для матери этот контакт важен, поскольку от него зависит пробуждение ее материнского инстинкта. Для новорожденного этот критический период определяет его способность любить и испытывать привязанность вообще.
Психологи отметили, что некоторые особенности личности, эмоциональные и психосоматические нарушения, а так же многие телесные недуги не могут быть удовлетворительно объяснены исходя лишь из травматических событий послеродовой биографии, что эти состояния закладываются в период беременности и в родах. В ранних исследованиях Фрейд интересовался опытом рождения. Его ученик Отто Ранк разработал эту тему глубже, описав ее в книге "Травма рождения". Станислав Гроф, соединив практику психологии и психотерапии с гуманитарной культурой и духовным опытом, разработал ее гораздо шире. Проводя исследования с использованием ЛСД и дыхательных практик, Гроф обратил внимание, что психологические травмы относятся к определенным этапам рождения, которые он выделил в четыре блока, названные впоследствии "перинатальными матрицами". Это понятие гораздо шире, чем просто опыт физиологического рождения, это и опыт духовного становления, роста и раскрытия.
Первая матрица - это беременность. Во время беременности ребенок ощущает маму как огромную водную Вселенную, центром которой он является. Психика мамы и ребенка - как единое целое, и поэтому часто беременная женщина ощущает себя центром Вселенной, она становится связующим звеном между ребенком и тем миром, в который предстоит ему выйти. Именно в этот период закладывается любовный контакт малыша со своими родителями и способность человека любить весь мир, тогда ребенок легко переживает любой стресс, который воспринимает как некую ступень, которую он с интересом может преодолеть.
Много лет в традиционном акушерстве ребенок воспринимался как "плод", и у родителей складывалось отношение к ребенку как к объекту, за которым необходим определенный уход и который ничего не понимает. И именно поэтому, в большинстве случаев, наши дети не имели первого глубинного контакта, и мир, в который им предстояло выйти, осознавался как тревожное опасное пространство. Дети, пережившие кесарево сечение, воспринимают мир как гигантскую матку, которая должна создавать условия для их жизни. У них формируется более низкая устойчивость к стрессам, чем у детей после естественных родов, и вместе с тем неутолимая неосознанная жажда познания мира.
Вторая матрица - это схватки. Ребенок, запуская роды, начинает прощаться с тем миром, в котором он жил и рос на протяжении девяти месяцев. И первые легкие сокращения матки воспринимаются им как прощальные объятия любимого мира. Постепенно пространство, к которому он привык, начинает сжиматься вокруг него и у него возникает ощущение, что он умирает в своем привычном мире. Рождение и смерть объединяются в этот момент. Использование обезболивающих препаратов без медицинских показаний лишает ребенка опыта проживания схваток, он "остается" в них, в этот момент прерывается связь, и контакт ребенка с мамой, а вместе с ним остается ощущение безысходности. Отношение людей к жизни с таким опытом рождения - жизнь это страдание, все плохо, ничего нельзя изменить, все усилия тщетны, все бесполезно в этой жизни.
Иногда маленькие дети могут вспоминать свои чувства во время родов. Тереза вспоминает период схваток: "Темно... Я ощущаю резкий прилив энергии. Я чувствую себя напряженной, каждый мускул напряжен, но я никуда не двигаюсь".*
Что же испытывает ребенок - когда в схватках мир, который заботился о нем, заключает его в смертельные объятия? Ощущение удушья, которое становится все длиннее, а тесное замкнутое пространство сжимается вокруг него и давит. Состояние безвременья вызывает безграничный ужас. Именно этим некоторые медики в 60-е годы оправдывали операцию кесарево сечение, считая, что незачем подвергать ребенка таким испытаниям, если можно его безболезненно достать из утробы матери. Оказывается, опыт рождения - очень нужный опыт. Помимо негативных аспектов он дает фундаментальный опыт преодоления трудностей, необходимый каждому человеку для продвижения вперед. Проходя через этапы рождения, он приобретает качества "героя", позволяющие не ломаться в трудных ситуациях, не впадать в депрессию, а стойко переносить их и бороться, зная, что гармония наступает через конфликт, и появится свет в конце тоннеля, и радость воссоединения с мамой после рождения будет ему наградой.
Многие мифы, легенды, сказки основаны на родовой символике - родная и любимая исчезает, уносимая неведомой силой, и герой пускается в трудное путешествие, в котором ему предстоит пережить смертельную опасность. И, пройдя огонь, воду и медные трубы, преодолев все испытания, выйдя из них сильным и крепким, он воссоединяется со своей любимой, и, как итог и награда за все перенесенные испытания - свадьба.
Третья матрица - это прыжок в неизвестность, это матрица борьбы, ощущения прорыва, притока энергии и сил. Появляется свет в конце тоннеля, надежда на освобождение, состояние экстаза и эйфории. Люди, прошедшие через тренинг памяти рождения видят себя летящими в трубе охваченные водоворотом событий уносящих их в бездну, такие же ощущения испытывает умирающий человек. Личность, проходя через третью матрицу, приобретает силу борца, для которого смысл жизни не в самой цели, а в ее достижении. Чего же так жаждет достичь герой? Ощущения награды за прожитый марафон рождения - глаза родной матери, с потоком безграничной любви и нежности. В нашем обществе выросло целое поколение людей - борцов, потерявших способность любить. Это дети, которых унесли от матери, и у которых не состоялась четвертая матрица - матрица воссоединения. Такие люди притягивают к себе ситуации борьбы, трудностей, получая удовлетворение в процессе, теряют интерес к достигнутому, ощущая холод и пустоту.
Марианна описывает свои переживания следующим образом: "Это похоже на приливную волну... Я чувствую, что меня захватывает приливной волной. Когда она приходит, я догадываюсь, что должна идти тоже..."*
Четвертая матрица - это итог, воссоединение матери и ребенка. Очень важен первый контакт с миром в первые часы жизни. В психологии есть понятие импринтинга - запечатления - опыт, полученный в течение первых двух часов жизни. Процесс запечатления совершается чрезвычайно быстро, результат запечатления обычно необратим. Этот процесс приводит к ощущению защищенности ребенка в огромном незнакомом пространстве, формирует базовое представление о мире. У животных это механизм следования за родителем для получения навыков выживания и опыта приспособления к внешней среде. Очень важен самый первый контакт с матерью, когда ребеночка кладут ей на грудь. Он ощущает тепло и нежность ее кожи, слышит биение ее сердца. Такие дети вырастают способными любить и отдавать любовь. Прикладывание ребенка к груди в первые минуты жизни вырабатывает стойкий иммунитет, а вместе с ним ощущение спокойствия, равновесия и удивительной гармонии.
Мэри вспоминает: "Доктор держит меня, и я смотрю на свою маму. Я рада видеть ее, и она рада видеть меня... Она выглядит симпатичной. Она вся потная и измотанная, но выглядит молодой и хорошей. Она чувствует себя хорошо, улыбается. Я слышу, как кто-то говорит: "Это моя девочка". Я чувствую мою маму, она всегда говорит, что я хорошая девочка и довольна мной".*
В рекомендациях Всемирной Организации Здравоохранения по родовспоможению уделяется особое внимание послеродовому периоду:
Здоровый новорожденный должен оставаться с матерью, когда это позволяет состояние их здоровья. Не следует препятствовать совместному общению матери и ребёнка, продолжительность которого должна определяться желанием матери. Следует поощрять нахождение матери и ребёнка в одном помещении.
Зная о важности первого жизненного опыта ребенка, женщина начинает по-другому относиться к беременности, родам и времени после рождения малыша. Осознанный подход к родам подразумевает активное участие женщины во всех событиях, связанных с появлением ребенка на свет. Женщине важно научиться ориентироваться в своих ощущениях, понимать их смысл и иметь возможность выбирать вариант поведения в родах, при котором она чувствует себя максимально комфортно.