Из Толкового словаря В. И. Даля:
"Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная, неделя до Великого поста; её чествуют: весёлою, широкою, разгульною, честною; пекут блины, катанье с гор и на лошадях и потехи разного рода. Дни Маслены в народе называются: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомства, четверг - широкий четверг, пятница - тёщины-вечерки, суббота - золовкины-поседелки, воскресенье - проводы, прощанье, целовник или прощеный-день; Масляна неделю гуляет. На горах покататься, в блинах поваляться. Масляница семикова племянница (семик - семь). Масляница объедуха, деньгам прибируха. Звал-позывал честной семик Масляницу к себе погулять. Немецкую Масляницу справлять (гулять во время поста). Отдадим почтение, на Сырной в воскресенье (напроказим, перерядимся и пр.). Масляна широка - затопила Великий пост! Какой день Масляны красный, в такой день сей пшеницу (яросл.). Ненастье в воскресенье перед Масляной, к урожаю грибов (смб). После Масляницы Великий пост, а за Страстною Пасха. Боится Масляна горькой редьки да пареной репы. Хоть с себя всё заложить, а Масляну проводить. Продлись, наша Масляна, до воскресного дня! Кому Масляна, да сплошная; а нам Вербная да Страстная! Была у двора Масленица, да в избу не зашла. Отложь-ка блины до Масляны (до другого дня). Пили о Масляну, а с похмелья ломало на Радоницу. Без блина не Масляна. Семик да Масляна плакались на напраслину. Без кота мышам Масляница".
По традиции на Масленицу пекли разнообразную выпечку - блины, оладьи, блинцы, пироги. В течение Масленицы люди ходили друг к другу в гости, а также посещали различные увеселительные места - театр, цирк, гуляния, так как с наступлением Великого поста любые развлечения прекращались. На каждый день Масленицы существовал какой-либо обычай, связанный с угощением. Первый день Масленицы назывался "встречей". Именно в этот день тёще полагалось отправиться в дом к своей дочери и научить её печь блины. А тесть отправлял дочери и её мужу масло и гречневую муку. В понедельник полагалось отдавать первые блины нищим, чтобы те поминали умерших.
Второй день Масленицы называли в народе "заигрыш". В гости полагалось ходить по старшинству, т.е. молодые посещали тех, кто старше.
Третий день Масленицы, среда, назывался "лакомкой". Этот день был интересен тем, что в гости собиралась только родня. Тещам полагалось угощать блинами своих зятьёв.
Масленица является полупостной седмицей, в течение которой, согласно Церковному Уставу, не только запрещается употребление мясной пищи, но и начинается усиленная духовная подготовка к Великому Посту. Однако в народные обычаи, к сожалению, издавна вошла практика так называемой "широкой" Масленицы. Так в четверг - "разгуляй" - обыкновенно устраивались массовые гуляния, катания на санях, балаганные представления и кулачные бои, что, безусловно, является пережитком языческих времён.
Пятый день Масленицы - "тёщины вечёрки".
Чем сильнее зазывает зять тещу на блины, тем больше оказывает ей почета. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашались все родственники.
По обычаю, молодожены звали старших поучить их уму-разуму и такое приглашение считалось для родителей великой честью, о нем обычно знали все соседи и родня. Пренебрежение зятя к этой традиции очень тяжело переживалось, осуждалось и сеяло вражду между ним и тещей.
Шестой день Масленицы - "золовкины посиделки". В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю.
Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.
А во время гуляний в субботу начинали жечь чучела Масленицы и прощаться с зимой окончательно. Дети всю неделю играли в свою Масленицу - куклу, которую делали из соломы или тонких веточек. На голову кукле навязывали множество разных цветных лоскуточков. Эту игрушку в Прощеное воскресенье кидали в костер, на котором сжигали огромную Масленицу. Тоже пережитки язычества.
Масленица - вовсе не христианский праздник. Это языческое славянское празднество, посвященное приходу весны и проводам зимы. Поэтому Церковь не поощряет и не порицает празднование Масленицы. Что касается недели накануне Великого поста, то православные христиане отмечают её как Неделю о страшном суде, напоминая себе каждый день о грядущем суде живых и мертвых. Делается это для того, чтобы верующие христиане не забывали о своем духовном спасении.
В прощёное воскресенье Церковь совершает воспоминание изгнания праотца Адама из рая. Причина изгнания Адама - грех, совершённый прародителем. Грех же - причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Адамово изгнание - отправная точка нашего земного странствования в поисках утраченного Царствия Божия. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной или Прощёным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения: старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. Суть обычая просить прощение перед началом Великого поста - духовно-нравственное очищение через примирение и взаимное прощение прегрешений.