Статья И.Б. Широковой из книги " Ваша любимая проблема. Как помочь себе и ребенку" Спб 2006. изд-во "Речь"

Братья и сестры

   "Когда ребенок дошкольного возраста становится страшим братом или старшей сестрой, очень важно , какую социальную роль по отношению к младшему члену семьи он на себя примет.
    Если почувствует единство с родителями, присоединит себя к родителям ("Мы- мама, папа и я- родители, а он- наш маленький ребенок"), проблем не будет. Старший будет с пониманием отноститься к тому, что больше времени и внимания достается младшему, что им дарятся РАЗНЫЕ подарки, будет соглашаться или даже стремиться помогать, опекать, защищать младшего, что- то делать для него.
   Например. У мальчика Саши трех с половиной лет, очень спокойного, сдержанного, воспитанного, смышленного и успешного на всех занятиях дошкольной мини- группы, родился младший брат. Мама принесла на занятия Сашиной группы фотографии своего малыша. Фотография переходила из рук в руки, вызывая соответствующую реакцию. У психолога, как всегда, времени на "развлечения" не хватает, поэтому я довольно быстро, хотя и внимательно, просмотрела фото и вернула Сашиной маме. Саша внимательно, даже ревниво, наблюдал за мной, а потом подошел и, глядя снизу вверх, строго спросил: "Вы ВСЕ фотографии посмотрели?" Ему показалось, что я недооценила все важности события в их семье, и уже защищал моральные права младшего брата! Это, безусловно, позиция "родителя".
   Если старший ребенок в семье внутренне присоединит себя "к детям" ("Вы - родители, мы- дети"), он постоянно будет находиться в состоянии конкуренции с малышом, требуя для себя столько же, а лучше- больше внимания и времени, ревниво отноститься ко всем покупкам для младшего, не будучи в состоянии адекватно оценить все то, что делается родителями для него самого.
   Старшему ребенку могут купить десять игрушек, горы сластей и самую красивую одежду, а младшему- одну единственную погремушку; и старший с позиции "мы дети" будет рыдать, требуя именно эту, давно не нужную ему погремушку не потому, что она ему нравится, а мотому, что она свидетельствует о существования "конкурента".
   Что делать? К сожалению, в данном случае почти все рекомендации бесполезны. Ругать- жестоко. Уговаривать- бесполезно. Не обращать внимания- обидно и страшно.
   Можно попробовать сфомировать, спровоцировать роль защитника с позиции старшего брата\сестры. "Мое- самое лучшее", по крайней мере, должно быть, с точки зрения любого ребенка. И мама самая красивая, и папа самый умный, и бабушка самая добрая. Может быть, и "младший брат- самый лучший" сюда впишется?
   Часто бывают случаи, когда якобы нелюбимый младший брат или сестра в присутствии старшего подвергаются какому- то виду осуждения или угрозы со стороны посторонних, и тогда проявляются истинные чувства- независимые от борьбы за внимание взрослых. В этих ситуациях старшие, "обижанные", не задумываясь, бросаются на защиту своих (!) малышей, потом долго возмущаются ситуацией и никогда не приписывают себе никакого героизма по этому поводу.
   Почву для формирования позиции "родителя" у старшего ребенка нужно готовить заранее. Поговорите о роли старшего сына или дочери сначала опосредственно. О, том, как ценна и уважаема ответственность старших детей в семье.  О преимуществах "старшего" возраста. Используйте сказки, мультфильмы, фильмы, рассказы, примеры из реальной жизни ваших знакомых.
   Читая сказки и другую литературу, обращайте внимание на то, что люди разные, в разном возрасте им полагается разная одежда,  от них требуются разные поступки, что люди и любят разное.
   Отличный пример- "Цветик- семицветик". В.Катаева. Сказка начинается с того, что девочка Женя купила РАЗНЫЕ баранки для всей семьи: папе- с тмином, маме - с маком, себе - с сахаром, а братику- маленкую розовую. Логичен вопрос- почему? Ценный ответ= потому что все любят разные баранки. В сказке "Аленький цветочек"- у сестер разные желания. Тут же можно проанализировать и вкусы членов семьи: кто что любит.
   Для примера подойдет и жизнь животных. У всех разные привычки и пристрастия. Кошки обожают валерьянку, а собаки к ней равнодушны. Собаки любят сладкое, кошки- нет.
   Обязательно пересмотрите все детские фотографии, в том числе и свои, и бабушкины, чтобы сформировать хоть приблизительное представление о том, что ВСЕ были маленькими, ВСЕ вырастают, ВСЕ меняется. Детские фотографии старшего ребенка обязательно должны висеть на почетном месте, и внимание любого гостя обязательно дложно быть на них обращего: "это наша Катюша- когда ей был годик, вот какая славная, и теперь- красавица!", "это наш Павлик, когда был совсем маленький, вон какой довольный, а теперь, видите, какой большой вырос, а улыбка такая же".
   В принципе, все это можно сделать после рождения младшего ребенка, но восприниматься старшим будет уже с подозрением, с меньшей степенью доверия к взрослым, следовательно, будет менее эффективно."